МАОУ "Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина"
город Тамбов, Тамбовская область
  • О школе

    Полное наименование образовательной организации: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина"

    Сокращенное наименование образовательной организации: МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина"

    Дата создания: 6 июля 1989 года 

    Учредитель: город Тамбов в лице администрации города Тамбова

    1. Решением исполкома Октябрьского районного Совета народных депутатов от 06.07.1989г. № 331 открыта средняя общеобразовательная школа №14 с углубленным изучением математики, физики и информатики с 01.08.1989г.
    2. Решением исполкома Тамбовского областного Совета народных депутатов от 20.06.1990г. № 146 средняя школа №14 реорганизована в Тамбовский областной физико - математический лицей с 27.08.1990г.
    3. Тамбовский областной физико-математический лицей переименован в муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №14 (Постановление мэра г. Тамбова от 18.03.2002г. № 1412).
    4. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №14 переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №14 (Постановление администрации г. Тамбова от 10.03.2011г. № 1527).
    5. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 14 изменило тип учреждения на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №14 (Постановление администрации города Тамбова от 11.04.2012г. №2752).
    6. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №14 переименовано в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина с 29.08.2012 г. (Постановление администрации города Тамбова от 21.09.2012г. №7570).

    Язык обучения: русский

    Уровни образования: основное общее образование (5-9 классы), нормативный срок обучения - 5 лет; среднее общее образование (10-11 классы), нормативный срок обучения - 2 года.

     Направления обучения: 5-6 классы с углубленным изучением математики, иностранного языка (английского) и информатики и информационных технологий; 7-9 - физико-математическое, компьютерное, лингво-математическое (экономико-математическое), гуманитарное, социально-экономическое, химико-биологическое направления. 10-11 классы – классы с индивидуальным выбором учебного плана по предложенным курсам и программам.

    Телефон лицея 49-20-97 (многоканальный)

    История школы

      Основатель и первый директор Тамбовского областного физико-математического лицея №14 Алексей Михайлович Кузьмин родился 1 июня 1956 г. в с. Никитском (Подольский район, Московская область). С 1960 г. проживал в Тамбове. В 1973 г. окончил среднюю общеобразовательную школу №6 и продолжил образование на механико-математическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1973-1978). Трудовую деятельность А.М. Кузьмин начал в 1978 г. на кафедре высшей математики Тамбовского института химического машиностроения. Некоторое время преподавал математику в средней общеобразовательной школе №29 (ныне МАОУ "Лицей №29").

      В 1988 г. А.М. Кузьмин был назначен на должность директора школы-новостройки. Именно он, сторонник классического математического  российского образования, руководил строительством школы и подбирал коллектив учителей и учеников в специализированные физико-математические классы. Школа №14 начала работу 1 сентября 1989 г. Первоначально учебное заведение носило статус средней общеобразовательной школы с углубленным изучением математики, физики и информатики. Уже в июне 1990 г. была проведена реорганизация. Решением исполнительного комитета Тамбовского областного совета народных депутатов 1 августа 1990 г. школа получила статус лицея и впоследствии стала общеизвестной именно как Тамбовский областной физико-математический лицей. В апреле 2002 г. ТОФМЛ был переименован в муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №14, с лета 2011 г. - в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №14 (Постановление администрации Тамбова от 10.03.2011 г. №1527). В 2012 г. муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №14 изменило тип учреждения на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №14 (Постановление администрации Тамбова от 11.04.2012 №2752).

      За годы работы директором А.М. Кузьмин сумел создать коллектив единомышленников, стремящийся к достижению самых высоких педагогических целей. Учительский состав лицея традиционно один из сильнейших в Тамбовской области: две трети педагогов имеют высшую квалификационную категорию, ряд преподавателей – ученую степень кандидата наук, звание "Заслуженный учитель Российской Федерации".

      Под руководством А.М. Кузьмина из физико-математического лицей развился в многопрофильное учебное заведение, где успешно реализованы четыре направления с углубленным изучением профильных предметов: физико-математическое, гуманитарное, компьютерное и химико-биологическое. В лицее была выстроена продуманная система интенсивной подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня. Лидирующую позицию по количеству выигранных предметных олимпиад среди школ Тамбова и Тамбовской области лицей продолжает уверенно занимать до сих пор. В 2009 г. ТОФМЛ №14 впервые выставил команду на математический турнир им. А.П. Савина, ученого, популяризатора математики, организатора и вдохновителя конкурса "Математика 6-8". Команда, состоявшая из учащихся 7-8-х классов, заняла II место в лиге 8-х классов. Участники из Тамбова успешно выступили также и в личном первенстве. Среди учащихся лицея есть призеры и победители различных олимпиад и конкурсов не только всероссийского, но и международного уровня.

      По традиции, заложенной ещё при А.М. Кузьмине, в лицее проводится выездная физико-математическая олимпиада Московского физико-математического института. Как правило, организация и проведение этого мероприятия возлагается на выпускников лицея, обучающихся в МФТИ. Сегодня на базе лицея проводится также отраслевая физико-математическая олимпиада "Росатом"  и олимпиада школьников Санкт-Петербургского университета.  

      А.М. Кузьмин стал одним из инициаторов открытия летней школы для одаренных детей, которая существует с 2005 г., когда по инициативе управления образования и науки Тамбовской области и администрации лицея №14 состоялась первая областная летняя школа для одаренных детей "Эрудит". Изначально в её работе участвовало 40 школьников  и 4 педагога, в настоящее время ежегодно более 200 детей и 15 педагогов.

      За годы работы под руководством А.М. Кузьмина коллектив лицея №14 неоднократно становился победителем конкурсов различного уровня. В 2002 г. за высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, создание целостной системы работы с одренными детьми, подготовку победителей и призеров всероссийских предметных олимпиад школьников коллектив лицея №14 удостоен премии мэра Тамбова "Золотая пчела". По итогам участия в конкурсе "Лучшие школы России" в 2004 и 2005 гг. лицей №14 отмечен грамотами и признан победителем в двух отдельных номинациях ("Лучший школьный сайт" и "Лучшая компьютерная презентация"). В 2006 г. лицей был признан победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта "Образование". В 2007 г. лицей №14 - один из победителей регионального конкурса проектов "Модели оптимизации сети общеобразовательных учреждений Тамбовской области". Ежегодно учителя лицея признаются победителями конкурса лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта "Образование".

      За многолетний добросовестный труд в должности директора лицея А.М. Кузьмин неоднократно награждался почетными грамотами и благодарственными письмами городского комитета образования и областного управления образования и науки, Тамбовской областной Думы, администраций Тамбова и Тамбовской области, Министерства образования РФ. Награжден значком "Отличник народного просвещения Российской Федерации" (1995). Указом Президента РФ ему присвоено звание "Заслуженный учитель Российской Федерации" (1999).

      Алексей Михайлович Кузьмин скончался 21 сентября 2010 г. "Талантливый педагог и организатор, энтузиаст педагогического труда, Алексей Михайлович умел объединить вокруг себя коллектив единомышленников и создать атомосферу творчества... Широта кругозора, эрудиция, целеустремленность и принципиальность - главные черты личности Алексея Михайловича, которые он стремился сформировать в лицеистах", - так вспоминают о нем коллеги. Его преемник на посту директора заслуженный учитель РФ Геннадий Рувимович Любич в одном из интервью подчеркнул: "Алексей Михайлович был очень требователен к себе. Был требовательным и к другим, но ни от кого никогда не требовал большего, чем мог сделать сам. Он был великолепным педагогом, его обожали ученики. На его уроках царила творческая атмосфера. Интерес детей и к предмету, и к учителю был колоссальный. Решались задачи самой высокой степени сложности, выполнялся большой объем заданий. Профессиональное мастерство, любовь к детям, дух творчества, полная самоотдача - вот то, что Алексей Михайлович хотел видеть во всех учителях, и это действительно присуще нашим педагогам. А еще первый директор стремился к тому, чтобы учебное заведение стало не только лучшим в области, но и одним из лучших в стране". В 2012 г. Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению лицею №14 было присвоено имя заслуженного учителя Российской Федерации Алексея Михайловича Кузьмина.

      В 2013 и 2014 гг. лицей вошел в число 25 лучших школ страны по результатам независимого рейтинга образовательных учреждений России. По рейтингу независимого агенства RAEX ("Эксперт РА") лицей №14 входит в число 200 лучших школ России, готовящих к поступлению в престижные вузы страны (2015, 2016, 2017, 2021).  

    Образование и формы обучения

    Формы обучения в лицее: очная, очно-заочная, заочная. При реализации образовательных программ независимо от форм обучения могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–11 классов

    Программа развития

    Программа развития

    Сроки и этапы реализации программы: 2024-2027 г.г.

    Цель программы: Вхождение в единое образовательное пространство страны через формирование разносторонне развитой личности, способной к успешной социальной адаптации в современном активно развивающемся информационном обществе через реализацию профильного обучения, соответствующего требованиям ФГОС, обновление содержания и структуры образования, внедрение информационных технологий в процессы обучения и воспитания, формирование гражданской идентичности, духовности при условии сохранения и укрепления здоровья лицеиста.

    Комплексные задачи Программы развития 

    1) Обновить технологии обучения и содержания предметных областей на основе вводимых стандартов образования. Продолжить работу по конструированию индивидуальных образовательных траекторий различных групп обучающихся; совершенствования методик преподавания, привлечения инновационных технологий.

    2) Воспитывать ответственность за результаты своего образования, гражданскую ответственность и патриотизм, (уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, ответственности за будущее своей страны), активную жизненную позицию обучающихся, формировать социальные компетенции, вовлекать их в деятельность молодежных общественных объединений, в социально-значимые проекты, участие в добровольческой деятельности, развивать ученическое самоуправление.

    3) Сформировать образовательную среду, обеспечивающую сохранение здоровья, социальной комфортности, безопасности участников образовательного процесса.

    4) Выявлять и реализовывать возможности каждого ребенка. Поддержка одаренных и талантливых детей.

    5) Создать систему ранней профориентации, предпрофильного и профильного обучения.

    6) Повышать профессиональную компетентность педагогических кадров через реализацию технологии методического сопровождения образовательного процесса, технологию наставничества для молодых педагогов в условиях реализации ФГОС.

    7) Обеспечить индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Разработать активные формы сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся на основе взаимоподдержки и общности интересов в деле воспитания и образования подрастающего поколения.

    8) Сформировать безопасную, комфортную, экономически эффективную цифровую среду, позволяющую управлять образо- 5 вательным процессом, контролировать и анализировать его результаты. Развивать материально-техническую базу для создания эффективной среды реализации ФГОС.

    Планируемые результаты реализации Программы развити

    1) Обеспечение 100% учащихся доступности образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

    2) Формирование социально-активной личности: развитие ученического самоуправления, волонтерского движения, активное участие в социальных акциях и мероприятиях городских, областных и всероссийских программ.

    3) Снижение заболеваемости учащихся; случаев травматизма.

    4) Развитие системы дополнительного образования как условия развития талантливых детей и социализации всех учащихся. Сформировать музейное пространство и активизировать его роль в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения.

    5) Созданная система ранней профориентации, предпрофильного и профильного обучения позволяет выпускникам делать осознанный выбор будущей профессии

    6) Содержание и формы методической работы обеспечивают профессиональный рост педагогов.

    7) Повышение уровня удовлетворенности родителями (законными представителями) условиями организации образовательного процесса и качеством образовательных услуг, предоставляемых лицеем.

    8) Инфраструктура образовательно-воспитательной деятельности соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области общего образования.

      Документы не выбраны

      Школа Минпросвещения

      Лицей является участником федерального проекта "Школа Минпросвещения".

      Проект «Школа Минпросвещения России» – это:

      • Формирование единого образовательного пространства (обучение и воспитание)
      • Совершенствование традиционной системы обучения: сохранение классического образования высокого конкурентоспособного уровня, общения учителя и ученика, воспитание нравственных ценностей, гражданина, патриота, сотрудничество с семьей
      • Актуализация задач школьного образования – привить ценностные ориентиры школьникам: ценность знания и профессионального мастерства, уважение к старшим, любовь к Родине, доброта и отзывчивость, желание помогать ближним, умение противостоять античеловеческим идеологиям

      Основные принципы формирования и деятельности «Школы Минпросвещения России»:

      • обеспечение доступности качественного образования и равных возможностей для всех обучающихся,
      • сохранение здоровья и обеспечение безопасности обучающихся,
      • непрерывное совершенствование качества образования, развитие обучающихся (интеллект, талант, личность),
      • социализация и выбор жизненного пути обучающихся (мировоззрение, традиции, профессия),
      • поддержка учительства (инвестиции в педагогов, постоянное профессиональное развитие на основе адресного методического сопровождения),
      • участие каждого в создании комфортного и безопасного школьного климата (детско-взрослая общность, положительные эмоции, доверие и уважение, школьные традиции),
      • конструирование современной мотивирующей образовательной среды (амбициозные задачи для каждого ученика по принципу: обучение, опыт, демонстрация)

      Дорожная карта

      Информационная поддержка проекта:

      Федеральный уровень

      Региональный уровень

        Фотографии

        Документы

        • Все документы
        • Основные документы
        • Нормативные документы

        Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie