Ранний подростковый возраст охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет и характеризуется рядом специфических черт, таких как:
•Появления чувства взрослости
•Появления личностного новообразование – становление нового уровня самосознания (Я-концепции – образа себя)
•Стремления утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность. Потребность в освобождении от опеки, контроля
•Постепенная замена влияния семьи влиянием сверстников
•Потребность в постоянной поддержке и принятии
•Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической
Адаптационный период в 5 классе характеризуется новыми условиями обучения и воспитания:
•Новое здание и разные кабинеты
•Новый классный руководитель и учителя-предметники
•Разные требования, стиль и методика обучения на уроках
•Большое количество информации
•Чувство одиночества из-за отсутствия первого учителя (в первое время)
•Новый коллектив сверстников
•Новые правила и требования к нормам поведения
Успешно адаптируются те дети, которые ко времени поступления в среднее звено:
•Имеют достаточный уровень интеллектуального развития
•Умеют работать самостоятельно
•Умеют планировать свои действия
•Умеют контролировать свои действия и оценивать результаты своей работы
•Умеют строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
•Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью
•Способны не преувеличивать значение школьных оценок
Основные задачи в период адаптации к 5 классу:
•Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития
•Формирование умения учиться в новых условиях
•Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов
•Формирование навыков, необходимых для достижения успеха, развитие уверенности в себе
•Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, объективно сравнивать свои результаты с результатами одноклассников
•Развитие ответственности и самостоятельности
•Развитие навыка эмоциональной регуляции
•Развитие эмпатии (чуткости, отзывчивости)
Новые условия в первое время влияют на изменения в поведении и психике ребёнка:
•Возрастает тревожность
•Снижается работоспособность
•Усиливается робость или, наоборот, появляется развязность
•Появляется неорганизованность, забывчивость
•Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей
•Могут появиться недомогания, имеющие психосоматический характер
Причины трудностей в учении:
•Недостаточная учебная подготовка при высоком уровне развития мышления и других познавательных процессов
•Пробелы в знаниях
•Недостаточный уровень сформированности общеучебных и специальных учебных умений и навыков
•Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету
•Низкий уровень сформированности необходимых мыслительных операций – анализа и синтеза
•Формализм в усвоении знаний
•Неуспеваемость также может быть связана с особенностями учебной мотивации. Преобладание мотива избегания неудач над мотивом достижения успеха
•Слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание заставить себя постоянно заниматься – как следствие усталости из-за возросшей нагрузки
Следует обратить внимание на то, что слишком интенсивные и слишком длительные как положительные, так и отрицательные эмоции могут вызывать эмоциональную усталость, раздражительность, плаксивость.
Причины и последствия неполной адаптации
Причины:
•Продолжительная неуспеваемость или её снижение
•Невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок
•Проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников
•Неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.
Последствия (нарушение эмоционально-личностной сферы):
•Формирование низкой или, напротив, защитно-высокой самооценки
•Проявление прямой или косвенной оборонительно-защитной агрессии
•Возникновение чувства беспомощности и обиды
•Формирование мотива избегания неудач
•Смещение баланса нервных процессов, которое влечет за собой проявление психосоматических заболеваний, возникновение «школьного» невроза
•Возникновение повышенной возбудимости и импульсивности или, напротив, пассивности, закрытости
•Формирование чувства неполноценности
•Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость, нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)
Рекомендации родителям в период адаптации к 5 классу
•Необходимо тщательно следить за здоровьем ребёнка
•Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка
•Необходимо стараться ежедневно создавать атмосферу доверительного общения
•Стараться не требовать в первое время от ребёнка прежних результатов
•Не наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физически
•Ни с кем не сравнивать, не обсуждать, не делать замечаний ребёнку в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников
•Учитывать особенности темперамента ребёнка
•Постепенно учить самостоятельности и самоконтролю
•Поддерживать ребёнка в сложных ситуациях
•Проявлять терпение, выдержку. Демонстрировать безусловное принятие своего ребёнка