МАОУ "Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина"
город Тамбов, Тамбовская область
  • День памяти

    Автор: Слезина М.В., Абраменкова Л.Е.
    21 сентября вспоминаем основателя и первого директора лицея А.М. Кузьмина.
    День памяти.

    Об Алексее Михайловиче рассказывает Геннадий Рувимович Любич:

    – Отлично помню наш первый разговор. Он состоялся по обыкновенному «домашнему» телефону. Это было в июле 1989 года. Мужчина представился Алексеем Михайловичем и сказал, что он открывает свою физико-математическую школу и ему нужен учитель информатики, что компьютеры уже привезли. Я в то время работал программистом на заводе  "Пигмент" и уже 6 лет как преподавал по совместительству и в родной 24 школе, которую окончил, и в подшефном 29 лицее. Голос звучал настолько уверенно, что не поверить в то, что это будет самая лучшая школа на свете, было невозможно.

    А вот первую встречу с Алексеем Михайловичем я не помню. Помню только, что мы все вместе таскали парты, стулья, отмывали окна, готовили школу к открытию. При этом директор всегда был вместе с учителями. Помню, как Алексей Михайлович первый раз пришел ко мне на урок информатики. От волнения у меня потели ладони, влажный мел не хотел писать, но всё прошло нормально. 

    Алексей Михайлович сразу сделал упор на три «кита»: классическое математическое образование, углублённое изучение английского языка во всех классах и информатизация образования. Нам, информатикам, нужно было объяснить другим учителям, как работать с компьютерными программами: операционными системами, утилитами, текстовыми редакторами и электронными таблицами. И на все такие занятия Алексей Михайлович приходил первым. После того как лицей получил два современных компьютерных класса от фирмы IBM,  персональный компьютер приобрели  для директора, а потом и для всех завучей. 

    В 1994 году Алексей Михайлович понял, что информатикам нужна своя кафедра, и предложил мне её возглавить. Так я стал членом администрации и незаметно для себя начал вникать во все сферы лицейской жизни.

    Директор провозгласил девиз, согласно которому учителя могли и должны были учиться друг у друга, посещать уроки коллег. Мне нравилось бывать на занятиях Алексея Михайловича. Они были всегда досконально выверенными, очень плотными. Практически марафонами, когда ученики, решив с десяток задач, подбегали к учительскому столу, чтобы сверить ответы. Если решение было верным и интересным, ученик представлял его классу. За это выставлялось сразу несколько пятёрок. В кабинет к Алексею Михайловичу на четвертый этаж часто приходили воспитанники, чтобы  получить консультацию,  переписать пропущенные работы. 

    Особенные воспоминания связаны с нашими первыми капустниками. Алексей Михайлович, не стесняясь, надевал балетную пачку и выходил в ней на сцену. Выводил педсовет и просил Андрея Васильевича Романова, исполнявшего роль бога, построить нам лицей. Пел с нами в хоре академических должников. Для коллектива лицея директор любил организовывать выезды на природу.

    Надеюсь написать отдельную главу воспоминаний, посвящённую международным обменам и поездкам школьников в разные страны. 

    Вспоминает Марина Михайловна Стрыгина:

    –Учительство – не труд, а отреченье,
      Умение всего себя отдать.
      Уйти на долгий подвиг и мученье,
      И в этом видеть свет и благодать.

    Моя первая встреча с Алексеем Михайловичем состоялась в 1989 году. Тогда я начинала педагогическую деятельность и пришла в лицей узнать, не требуется ли  учитель химии. Но директор ответил, что команда педагогов уже сформирована.

    В 2003 году произошла вторая встреча с Алексеем Михайловичем.  Он пригласил меня в лицей и предложил  должность заместителя директора по УВР и учителя химии. К тому времени я работала в 36 школе. Помимо преподавания, выполняла обязанности руководителя методического объединения учителей естественно-научного направления, возглавляла творческие группы учителей по разработке новых педагогических технологий, организовала и вела занятия научного общества учащихся. Уходить не собиралась. Однако Алексей Михайлович был очень убедителен.

    Директор всегда приветствовал участие учеников в олимпиадах, конкурсах, конференциях и считал  это мощным ресурсом  развития личности и интеллектуальных возможностей каждого ребенка. 
    Это был стратег, видящий перспективу развития лицея на несколько лет вперёд, энтузиаст, ко всему относившийся нетривиально, творчески. Пример Алексея Михайловича вдохновлял и учителей, и учеников.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie